Великий художник Рубенс

Когда речь о стиле барокко, то просто невозможно не вспомнить о Питере Пауле Рубенсе – вернее только о нем и вспоминаешь. Именно этот фламандский художник является олицетворением стиля. Манера Рубенса в написании картин формировалась под влиянием скульптуры античности, фресок Рафаэля и Микеланджело, полотен Карраччи и Караваджо – в результате его работы приобрели величие и торжественность. Творчество Рубенса стало связующим звеном двух художественных культур – XVII века и эпохи Возрождения. Рубенс сумел открыть для изобразительного искусства новые пласты реализма – его полотна пронизаны подлинным новаторством.   

Великий художник все время стремился постичь тайны мастерства – он постоянно тренировал свою руку, глаз, совершенствовал понимание цвета и формы. Обладание колоссальной работоспособностью и невероятным трудолюбием помогло ему создать монументальные полотна. Рубенс был фантастическим рисовальщиком и колористом, гениальным мастером в сочинении композиций – он достиг полной свободы и виртуозности кисти.

Художник поражал современников обширными познаниями в самых различных областях науки, он свободно говорил на нескольких языках, в совершенстве знал античную историю и интересовался философией и современной литературой. Рисованием Рубенс увлекся еще в раннем детстве и продолжил обучение у известных мастеров Антверпена. До сегодняшнего времени сохранились несколько десятков ранних рисунков юного Питера с композиций и фигур немецких художников XVI века. Такой прием изучения фигуры человека в движении методом перерисовки он сохранял довольно длительное время. 

В 1598 году Рубенса приняли в гильдию святого Луки (объединение антверпенских живописцев) где он получил право самостоятельно работать. Создавая портрет маслом на заказ для фламандской знати, художник мог зарабатывать себе на жизнь. Но в Антверпене заказов становилось все меньше – уже несколько десятилетий шла война и Рубенс переезжает в Италию, где можно купить картину, а стало быть, можно ее и продать. Необыкновенный талант фламандца не остался незамеченным и герцог Винченцо Гонзага сделал его придворным живописцем. Питер Пауль жадно впитывает в себя пластическую свободу и образную силу великих итальянцев Микеланджело, да Винчи, Мантеньи, Тициана. Аллегорическую статую «Ночь» он рисует сначала с основной точки зрения, а потом рядом пишет с позиции, с которой обычный зритель видеть ее не может. Проникнувшись духом античности, Рубенс ставил перед собою различные задачи – уловить характерную осанку древних воинов, открыть канон построения фигуры и почувствовать пульс биения ушедшей эпохи. Он не уставал делать зарисовки с арки Константина и колоны Траяна.

Создавая картину, Рубенс применял разные техники – эскиз делал пером, потом углем с подцветкой сангниной и мелом. Всю композицию будущей картины он рисовал на доске – сначала пером, потом исправлял детали кистью. Воплощать эскиз в большой формат художнику помогали его ученики – среди них было немало талантливых художников, но никто не мог сравниться с Рубенсом в мастерстве.

По своему призванию Рубенс был монументалистом, но отдал предпочтение масляной живописи, а не технике фрески. Он достиг невероятной виртуозности в манере написания картин, используя необыкновенное фактурное разнообразие и умение придать полотну праздничный декоративный характер. Современников поражала его скорость в работе – знаменитую картину «Поклонение волхвов» он написал за 11 дней.

Все творчество Рубенса пронизано жизнерадостностью и верой в героизм, глубоким патриотизмом – он был преданным национальным художником.

 

Подготовлено по материалам картинной галереи Гостиный Двор

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here